Менины

На холсте «Менины» («Семья Филиппа IV») изображён Веласкес, работающий в своей мастерской в Королевском дворце над портретом Филиппа IV (1605-1665) и его супруги Марианы Австрийской (1634-1696). К 1656 году Веласкес был придворным художником уже 33 года. Поэтому неудивительно, что в «Менинах», полотне, на котором изображены члены одного дома, художник посчитал уместным включить свое изображение. Акт размещения себя в картине показывает нам, что Веласкес считает, что он заслуживает того, чтобы быть среди этих людей.

На первый взгляд картина Веласкеса может показаться относительно простой и прямолинейной, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что полотно обладает необычайной, новаторски сложной композицией. В светлом платье, залитом солнечным светом, стоит 5-летняя инфанта Маргарита. С двух сторон ее окружают менины из знаменитейших семей — донья Исабель де Веласко приготовилась к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор, подает кувшин с водой. В правой части картины – любимцы королевской семьи, придворные шуты Марибарбола и Николас Пертусато, взаимодействующий с псом.  За спиной одной из фрейлин — компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа беседует с её личным охранником. В дверях замер дон Хосе Ньето Веласкес, королевский гофмейстер.

Пространство комнаты изображено как сценическая декорация, состоящая из семи слоев, расположенных через неравномерные интервалы:

  1. Выступающий с левой стороны холст и карлик, играющий с собакой.
  2. Инфанта и ее служанки.
  3. Веласкес, компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа и охранник.
  4. Дальняя часть комнаты.
  5. Стена с зеркалом, в котором отражена супружеская чета. Выше — несколько произведений Рубенса, включая «Палладу и Арахну» и «Суд над Мидасом».
  6. Пространство за открытой дверью и фигура Ньето.
  7. Пространство, которое подразумевает отражение зеркала (вне плоскости изображения), в котором находятся король, королева, зритель. Веласкес совмещает точку зрения возможного зрителя и положения королевской четы.

Для такой большой, многофигурной композиции важна отличная организация. Веласкесу удалось навести порядок в «Менинах», используя систему изогнутых и диагональных линий. Он упорядочил фигуры на переднем плане по форме X с Маргаритой в середине, тем самым подчеркнув ее важность и сделав ребенка центром композиции. Одна диагональ начинается от коленопреклоненной фрейлины, простирается до стоящей фрейлины справа и заканчивается компаньонкой и охранником на заднем плане. Другая диагональ начинается от художника и спускается через голову инфанты к лежащей собаке справа.

Можно выделить несколько композиционных центров: с одной стороны, взгляд в первую очередь падает на юную инфанту, освещенной лучом света; с другой стороны, выделен сам художник, расположенный выше всех остальных персонажей; в конце концов, отражение королевской четы в зеркале. 

У Веласкеса и Филиппа IV были необычайно близкие отношения. Современные исследователи полагают, что есть вероятность в том, что Веласкес был одним из немногих близких друзей и доверенных лиц Филиппа. Легенда гласит, что именно Филипп IV собственноручно нарисовал Красный крест ордена Сантьяго на груди Веласкеса в «Менинах» после того, как художник скончался.

Отражение в зеркале королевской четы – прием, позаимствованный живописцем у Яна ван Эйка, с чьим «Портретом четы Арнольфини» из коллекции испанского короля Диего Веласкес был знаком. «Удаленный» образ обуславливает весь характер сцены, собирая на себе нити всеобщего внимания.

Оставьте комментарий